Прокуратурой района проведена проверка положений законодательства Российской федерации в части, касающейся безопасного обращения с отходами 1 и 2 классов опасности
В соответствии с поручением прокуратуры республики прокуратурой района проведена проверка соблюдения положений законодательства Российской федерации в части, касающейся безопасного обращения с отходами 1 и 2 классов опасности в органах местного самоуправления и в организациях, осуществляющих деятельность в указанной сфере.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления поселения.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 4.1. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на 1 класс - чрезвычайно опасные отходы, на 2 класс - высокоопасные отходы.
Приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности» установлен, порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов 1 и 5 классов опасности.
К классу I относятся вещества чрезвычайно высокой опасности. Для них характерна наиболее значительная степень вредного воздействия на окружающую среду. Они приводят к кардинальному изменению экологической составляющей, восстановительный период отсутствует.
К этому классу опасности относят полоний, бензапирен, фтороводород, соли свинца, таллий, диэтилртуть, плутоний, теллур, озон, циановодород и другие вещества. После их воздействия экологическая система нарушается в наибольшей степени, при этом период восстановления отсутствует. Определение принадлежности к классу опасности I осуществляется расчетным или экспериментальным методом.
На практике такие отходы могут представлять собой трансформаторы, конденсаторы, креозол и его остатки, ртутные термометры (отработанные или бракованные) и другие ртутьсодержащие приборы, асбестовую пыль, синтетические и минеральные масла, отходы солей мышьяка, антидетонационные присадки и отходы.
К классу II относятся высоко опасные вещества. У них высокая степень вредного воздействия на природу, они приводят к серьезному нарушению экологического баланса в окружающей среде. К этому классу опасности принадлежат литий, фенол, хлороформ, серную кислоту, селен, сероводород, барий, формальдегид, сурьму, стирол, все нитриты, мышьяк, молибден и другие вещества. После их воздействия экологическая система сильно нарушается, а период восстановления составляет от 30 лет. Определение принадлежности к классу опасности II осуществляется расчетным или экспериментальным методом.
На практике такие отходы могут представлять собой отработанные и бракованные аккумуляторы, автопокрышки, масла, щелочи, кислоты, гальванические элементы, остатки рафинирования нефтесодержащих отходов, свинцовые опилки, кислые смолы.
К первому и второму классам опасности на практике часто относятся промышленные отходы – те, которые образовались в процессе функционирования различных производственных предприятий. Это могут быть масла, щелочи, кислоты и другие химические вещества. Опасность также представляют отработанные люминесцентные и ртутные лампы, термометры, гальванические элементы.
В нарушение вышеизложенного администрациями сельских поселений Бейни, Гули, с.п.Ольгети документы об утверждении нормативов образования отходов и лимиты на их размещение не приняты, паспорта на отходы 1 и 5 класса не составлены, что негативно влияет на состояние окружающей природной среды и подрывает экологическую обстановку на территории сельских поселений.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес глав администраций сельских поселений внесено 3 представления об устранении нарушений федерального законодательства.